Санкт-Петербург, г. Пушкин
Ремонт гидрооборудования и рулевых реек
Тел: (812) 602-21-08, 389-20-29
E-mail: SCgidravlika@gmail.com
  
 

Rambler's Top100

Надежное масло для надёжных гидравлических насосов.

/ Надежное масло для надёжных гидравлических насосов.

Надежное масло для надежных гидравлических насосов

 

Сегодня успешное современное строительство не может обойтись без специальной надежной техники. Во многом качество и сроки выполнения строительных проектов зависят от того сколько единиц строительной техники были задействованы в работе. Так же очень важна и ее степень надежности. На сегодняшний день строительная и дорожная техника буквально нашпигована  различными гидравлическими системами, которые и обеспечивают бесперебойную работу всех исполнительных механизмов. В конструкторской среде отмечается ряд тенденция направленных на уменьшение массы и объема гидравлических насосов с одновременным  увеличением их  мощности и износостойкости. Этот факт можно объяснить растущими масштабами городского и дорожного строительства и как следствие постоянный рост требований к техническим характеристикам гидравлических систем и качеству гидравлических жидкостей. Такими жидкостями обычно служат специальные гидравлические масла имеющие соответствие международному стандарту ISO 3448 и ГОСТу 17479.3-85 Российской Федерации «Масла гидравлические. Классификация и обозначение». Согласно этим стандартам система обозначения гидравлических масел состоит из трех групп знаков:

Первая - буквы «МГ» (масло гидравлическое);
вторая - цифры, обозначает определенный класс вязкости при 40°С;
третья - буквы, указывает на уровень эксплуатационных свойств, а именно на принадлежность к определенной эксплуатационной группе.

Группа А (НН по стандарту ISO) - масла для малонагруженных гидросистем с шестереночными гидравлическими насосами, работающих под давлением до 15 МПа и при максимальной температуре масла в объеме до 80 °С. Группа Б (HL по стандарту ISO) - масла для средненагруженных гидросистем с насосами различных типов, работающих под давлением до 25 МПа и при температуре масла в объеме до 80-90 "С.

Группа В (НМ по стандарту ISO) - масла для гидросистем, работающих под давлением выше 25 МПа и при температуре масла в объеме выше 90 "С. В соответствии с ГОСТом,  хорошо известное товарное масло веретенное АУ. Оно довольно часто применяется в гидравлических насосах и может быть обозначено МГ-22-А. Это указывает, что вязкость масла при 40 °С находится в пределах 19,8-24,2 мм2/с, а при работе в гидравлических системах уровень его эксплуатационных свойств соответствует низшей группе (группе А).

Однако на практике масла по-прежнему поставляются на рынок под старыми наименованиями. В гидравлических системах строительной и дорожной техники, помимо масла АУ (веретенного), чаще всего используются масло ВМГЗ (МГ-15-В) и масло МГЕ-46В (МГ46-В). Менее распространены масло «ЭШ» (МГ-32-А) - для гидросистем шагающих экскаваторов, и масло «Р» (МГ-22-В) - для гидроусилителей рулевого управления. Физико-химические свойства этих масел представлены в таблице.

Характеристики масел, применяемых в гидравлических системах дорожных и строительных машин

Показатели

АУ

МГЕ46-В

ВМГ3

Р

ЗШ

Кинематическая вязкость мм2
при температуре
+100°С
+40°С
-40°С

 
 
-
16-22
13000

 
 
6,0
41,4-50,6
-

 
 
-
-
1500

 
 
<=5,0
17-22
-

 
 
=>20
-
-

Температура °С
вспышки в открытом тигле, не ниже
застывания, не выше

 
165
-45

 
190
-32

 
135
-60

 
163
-45

 
160
-50*

Кислотное число, мг КОН/г, не более

0,05

0,7-1,5

-

-

0,1

Массовая доля %,
водорастворимых кислот и щелочей
серы, не более

 
Отсутствие
1,0

 
-
-

 
-
-

 
Доп. щел. реакция
-

 
Отсутствие
-

Индекс вязкости, не менее

-

90

160

-

135

Плотность при 20°С, кг/м3, не более

890

890

865

-

850-880

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,5

-

1,0

-

4,0

Отдельно стоит остановиться на такой характеристике как вязкость. Традиционно выделяют максимальную, минимальную и оптимальную вязкость по отношению к тому или иному типу гидравлического насоса. Максимальная - это наибольшая вязкость (при низкой температуре), при которой насос способен прокачивать масло по системе. На нее влияет мощность насоса, диаметр и протяженность трубопровода. Минимальная - это наименьшая вязкость (при максимальном разогреве системы), при которой в гидросистеме не возникнет утечек через уплотнения. Оптимальная вязкость – это вязкостной диапазон в нормальном температурном режиме, при котором потеря мощности на приводе гидросистемы минимальна. Оптимальным считается диапазон вязкости при нормальных рабочих температурах, обеспечивающий минимальные потери мощности на привод гидронасоса, и в то же время отсутствует утечка и износ деталей механизма. Уровень вязкости напрямую зависит от температуры. В связи с этим важной характеристикой является индекс вязкости.

При эксплуатации гидравлической системы происходит ее нагрев, а соответственно и нагрев масла, которое перемешивается с воздухом и постепенно начинает окисляться. В результате активизации процессов окисления в масле накапливаются побочные продукты его распада образуется осадок и лаковые отложения. Соответственно возрастает вязкость масла и увеличивается затрата энергии на привод гидравлической системы. В целях недопущения процессов окисления и сохранения необходимого КПД в масла мощных гидросистем вводят специальные антиокислительные присадки.

Процессы газообразования в масле для гидросистем также требуют отдельного внимания. При нормальной работе в масле должны отсутствовать газообразные продукты, масло не должно кипеть и образовывать пены на воздухе. В связи с этим специально введен показатель характеризующий испаряемость масла он называется температурой вспышки. Эта температура должна быть намного выше температуры в системе, а масло должно содержать противопенные присадки препятствующие газообразованию. Дело в том, что в процессе работы системы пузырьки газа способны сжиматься и задерживать отработку исполнительного механизма, либо вообще вывести его из строя.

Для того что бы контролировать и по возможности избегать возникновения процессов подобного рода в системах специально устанавливаются датчики давления которые фиксируют изменения вязкости и сигнализируют о необходимости его замены. В современных гидромеханизмах встречаются датчики способные автоматически отключить всю систему. Полноценная работа гидросистемы не возможна без бумажных фильтров, за которыми и устанавливаются датчики. При засорении фильтра или патологическом повышении вязкости масла давление за фильтром снижается, и датчик незамедлительно реагирует. Не исключается момент просто плохой фильтруемости из-за введения в масло загущающих присадок. Их применяют для повышения индекса вязкости при высоких температурах. Минус таких присадок в том, что они осаждаются на фильтре в виде слизи и вызывают отказ всей гидросистемы. 

В любой гидравлической системе имеет место наличие всевозможных манжет и прокладок которые при длительном соприкосновении с маслом набухают. Допустимо небольшое процентное набухание (до 5%), большое набухание или усыхание приведет к возникновению неизбежных утечек. Поэтому крайне важно применение высококачественных уплотнителей. В процессе перехода на новое масло убедитесь в том что оно совместимо с применяемыми манжетами и прокладками.

Гидросистемы импортных машин часто заправляют синтетическими маслами - полигликолями, сложными эфирами или полиальфаолефинами. Они отличаются очень высокой стабильностью, индексом вязкости и низкой температурой застывания. Скорость срабатывания гидросистем и срок службы масла при этом значительно повышаются.

Применяя новые масла, необходимо строго следовать инструкциям производителя техники. В противном случае возможны сбои в работе гидросистем. Ни в коем случае нельзя применять фильтрованные отработанные масла, как это часто делают. Гидравлические системы старых машин после таких «масел» быстро изнашиваются и дают утечки.

Автор: Багдасаров Л.Н., РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
Источник: Журнал "Строительная техника и технологии".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

назад к началу страницы